Notice: Undefined offset: 2 in /home/d/diver/viktorfrankl.ru/public_html/core/classes/utils/SiteUtils.class.php on line 101 Notice: Undefined offset: 1 in /home/d/diver/viktorfrankl.ru/public_html/core/classes/utils/SiteUtils.class.php on line 101 Интервью с Элизабет Лукас №1 из серии «Каким образом жизнь может сложиться»
Интервью с Элизабет Лукас №1 из серии «Каким образом жизнь может сложиться»

В 2017 году была записана серия интервью с Элизабет Лукас. Интервью были проведены и записаны Микаэлем Рэг. Наша коллега из Канады Мария Маршалл прослушала, записала и перевела эти интервью с немецкого языка на английский. Выражаем признательность и благодарность Микаэлю и Марии за позволение на перевод и публикацию на русском языке данной серии интервью. Перевод с английского на русский выполнен Екатериной Вульфсон.

МР: Вне зависимости от того, в какой ситуации мы обнаруживаем себя, мы всегда хотим жить более глубокой, удовлетворительной и здоровой жизнью. Для этого у нас в качестве ресурса есть логотерапия, основанная Виктором Франклом, согласно которой жизнь имеет смысл в любой ситуации. Этот тезис был раскрыт в его книге «Сказать жизни да». Не могли бы вы рассказать нам больше об истории этого тезиса?

ЕЛ: История этого тезиса связана с тем, что Франкл был врачом, психиатром, психологом, а также и философом. Он потерял всю свою семью, за исключением сестры, и жену в концентрационных лагерях, и он очень сильно страдал. После войны ему пришлось начинать все заново. Именно в этих условиях Франкл сформулировал утверждение, что жизнь всегда и при любых обстоятельствах имеет смысл.

ЕЛ: Первый тезис, свобода воли, был сформулировал Франклом еще до войны. Это означает, что даже в самых сложных ситуациях мы можем выбрать наш ответ. В концентрационных лагерях заключенные имели возможность поделиться своим куском хлеба или нет.. Таким образом, у них была область свободы, в которой они могли выбрать – делать что-то хорошее или что-то плохое, и, таким образом, у людей была возможность изменяться. Был выбор относительно того, что они делают из себя, меняются ли они к лучшему или к худшему. У них был выбор для определения направления изменений.
ЭЛ: В 1960-х годах я случайно стала студенткой Франкла. То, что он говорил, очень сильно отличалось от того, чему учили в то время психологов. Он утверждал, что человек это ценность и относился к каждому человеку как обладающему достоинством.

МР: Он представил духовное измерение человека. В чем было отличие от того, чему учили Фрейд и Адлер?

ЕЛ: Свобода воли, о которой мы говорили – это не тотальная свобода от условий, но всегда способность человека принимать решение, как он обходится с ситуацией. У нас есть эта врожденная воля обнаружить истину, красоту и доброту. Воля к смыслу. С этого начинается теория Франкла. МР: То есть, не инстинкты и не воля к власти…

ЕЛ: Инстинкты важны, и у них есть свое место. Но все же именно мы решаем, скажем мы им да или нет. Похожим образом, как заключенные, которые делились своим последним куском хлеба. Они были голодны, но все же они могли решать поступить как животное или как святой. Только людям доступна такая возможность, животным – нет.

МР: Всегда ли у человека есть такая способность?

ЕЛ: Некоторые ситуации очень сложны, и чтобы обладать этой способностью, нужна ясность сознания. И пока у человека есть выбор – он не является жертвой судьбы. Он всегда может формировать себя.

МР: Похожим образом, как и в христианстве, мы говорим, что всегда можно найти смысл.

ЭЛ: Смысл всегда может быть обнаружен. Даже в концентрационных лагерях, когда казалось, что это почти невозможно. Однажды Франка разбудил один из заключенных, который очень чувствовал себя особенно тяжело, и Франкл провел всю ночь подбадривая этого человека в лагерях и убеждая его нести свое бремя с мужеством и достоинством.

МР: Люди часто говорят: «Я больше не могу».

ЭР: Смысл не всегда заключается в том, чтобы что-то делать. Отношение к тому, что не может быть изменено – вот что важно. Например, для человека, который болен – это могут быть слова благодарности в адрес тех, кто ухаживает за ним, которые облегчают эту заботу.

МР: В этом случае, можно ли сказать, что человек, который подумывает о самоубийстве с мыслями «я не хочу быть обузой для других», затевает хорошее дело?

ЕЛ: Мой опыт работы с семьями, в которых член семьи предпринимал попытку самоубийства, говорит о том, что в этой семье всегда возникает очень неприятное и болезненное чувство, связанное с такими мыслями:  все ли они сделали что было можно, поступили ли они правильно, не упустили ли они что-то.. У них есть чувство вины и угрызения совести.. Помочь семье не жить с таким наследием - это достойное послание близким от страдающего человека: эта жизнь имеет смысл до конца.

МР: Значит, мы можем сказать, что это похоже на Христианское послание о принятии нашего креста? Психотерапевтично ли так сказать?

ЕЛ: Только если судьба не может быть изменена, мы называем ее крестом, который нужно принять, но человек должен принять и другую часть жизни – все, что было в жизни тоже подарок, и сама жизнь это подарок. Мы учитываем и хорошие времена и трудные времена.

МР: Смысл для семьи и для отдельных людей является важным ресурсом для помощи и самопомощи в том числе – потому что человек может применять все, что он прочел в книгах. Мы рекомендуем книгу Франкла «Сказать жизни да» и книгу Лукас «Как жизнь может сложиться».