Notice: Undefined offset: 2 in /home/d/diver/viktorfrankl.ru/public_html/core/classes/utils/SiteUtils.class.php on line 101 Notice: Undefined offset: 1 in /home/d/diver/viktorfrankl.ru/public_html/core/classes/utils/SiteUtils.class.php on line 101 Ориентация на смысл логотерапии
Ориентация на смысл логотерапии

Вульфсон Е.Г.
Психолог-консультант, логотерапевт
г.Санкт-Петербург.


Логотерапия Виктора Франкла это и философия, и теория личности и психотерапия. Как философия, логотерапия представляет собой мировоззрение, так теория личности предлагает новый взгляд на природу человека, включающий в себя духовное (ноэтическое) измерение, как психотерапия – эта доктрина является особо актуальной в современное время, наблюдающее крушение традиций и фундаментальных ценностей, служивших опорой человечеству. Сегодня перед человеком стоит задача самостоятельно найди ответ на вопросы «кто я», «куда я иду», «в чем смысл моей жизни», ибо, не обнаруживая себя и смысла своего существования, человек чувствует себя подавленным, склонным к апатии и стремится заполнить внутреннюю пустоту. По Франклу, величайшей опасностью, грозящей современным людям, является недостаток смысла. Франкл утверждает, что они уже приходят к психотерапевту не из-за невротических симптомов, как в начале прошлого века, а, пожалуй, гораздо чаще из-за того, что они потеряли ощущение своей конечной цели. Франкл считает, что мы живем в смысловом вакууме: нам не хватает особой философии жизни, а потребность в ней заложена в каждом человеческом существе.

Основной целью процесса логотерапии является осознание человеком ответственности за свою жизнь и за те решения, которые он принимает. Ответственность – означает авторство. Осознавать ответственность – значит осознавать творение самим собой своего «я» и своей судьбы.

Можно сказать, что логотерапия – это процесс обучения пациента его ответственности, но, не ответственности вообще, а личной ответственности соответствующей «Я» человека, его внутренней позиции и ценностям, аутентичной ответственности. Действительно, ответственность человека проявляется не в том, что он должен что-то конкретное, но в том, что он отвечает за то, что он делает. Таким образом, обнаруживаются два уровня ответственности – установление значимости и ответственность за жизненное поведение. Для этого пациента нужно учить распознаванию ответственности личной, основанной на ценностях, и той, которую требует от него окружение. Отдельного внимания заслуживает тот факт, что чем более осознаваемы личностные ценности, тем более последовательными и согласованными являются принимаемые решение, и тем более преисполнен ощущением внутренней целостности и единства человек.

Франкл делает особенный акцент на разделении личной ответственности (я должен), и ответственности-долга (мне следует это сделать), которое может восприниматься человеком как личная ответственность, однако, фактически таким не являясь. Ответственность-долг порождается предлагаемыми ценностями из вне, ценностями социальных институтов, семьи, учителей и наставников, церкви. Такая ответственность принимается как должное и зачастую не ставится под сомнение, человек не вопрошает себя о ней.

Ответственность личная продиктована внутренней позицией и отвечает человек на внутреннюю потребность, не потому что он вынужден, а потому что он сам желает этого и возлагает на себя эту ответственность. Личная ответственность есть реализация свободы выбора человека и результата решения, которое он осознанно принимает. Личная ответственность означает внутреннюю дисциплину, потому как в этом случае мы не вынуждаемы извне, но действуем некоторым образом сообразно самостоятельно принятому решению.

Принципиальное различие этих двух видов ответственностей состоит в том, что ответственность-долг, в отличие от личной ответственности, может воспитывать конформизм, в этом случае человек не принимает личных решений, он следует общественным ценностям и правилам.

Когда человек игнорирует смыслы церкви, семьи, школы, но не готов направлять свою жизнь самостоятельно, он чувствует пустоту, скуку, воспринимает себя покинутым и может испытывать депрессивные чувства. Нечасто человек готов к самоорганизации в отсутствие предложенных ценностей извне. В.Франкл отмечает, что в отличие от животных, инстинкты и драйвы не говорят человеку что делать, и, в случае, если человек не развил в себе внутреннюю силу и не выработал ценностную систему, он может не знать как поступать в тех ситуациях, с которыми он сталкивается в жизни. Результатом могут является разные сценарии: либо человек проявляет себя как конформист - то есть делает то, что делают другие, либо делает то, что другие люди хотят, чтобы он делал, по сути становясь жертвой тоталитаризма.

По В.Франклу, именно обнаружение жизненных смыслов и ценностей приводит к осознанию ответственности и является решающим при осуществлении любого выбора. В процессе разработки своей логофилософии Франкл провел четкую демаркационную линию между ценностями и смыслами. Ценности это универсальные смыслы, то есть те смыслы, которые разделяет человечество, общество, нация, или любая другая группа в некоторый момент времени как ответ на некоторые обычные ситуации в жизни. Эти универсальные смыслы во многом являются навигатором человека в жизни, он следует за этими ценностями общества, они помогают ему принимать быстрые решения в заданных ситуациях. Напротив, смыслы индивидуальны и уникальны, они являются результатом личного понимания конкретной ситуации, эти смыслы не могут быть использованы другим человеком или в альтернативных ситуациях.

Ценности и смыслы иногда могут вступать в конфликт по причине того, что следуя общепризнанным ценностям в некоторых ситуациях, человек приобретает внутреннее напряжение ввиду несогласованности этих ценностей со своим внутренним видением. Таким образом, с одной стороны ценности облегчают принятие решений, но с другой – требуют за это плату, озадачивая человека вопросом о необходимости следования тем или иным общественным ценностям. Подобные ценностные конфликты не есть просто рассогласованность, они могут вести к неврозам с проявлением различной симптоматики.

В своих работах Виктор Франкл говорит о трех видах смысла, это сверх смысл, смысл жизни и смысл настоящего момента. Сверх смысл переживается как некий универсальный порядок, в котором у каждого есть свое место. Сверх смысл лежит в поле понимания мира и места человека в нем. Наличие сверх смысла это философская категория, ее невозможно доказать, в него можно лишь верить. Размышляя в категории сверх смысла мы переходим от психического к духовному измерению. Но, именно эта вера создает предпосылки для осмысления своего бытия в мире и подталкивает человека к поиску ответов на вопросы кто я, для чего я здесь и т.д. Смысл настоящего момента заключается в тех решениях, которые человек принимает каждый день и каждый час, реализуя свои индивидуальные ценности, и используя те возможности, которые предоставляет жизнь. Для В.Франкла и логотерапии смысл настоящего момента является потенциальным для конкретной жизненной ситуации, т.е в каждом моменте жизни существует потенциальный смысл. Смысл момента может быть не только обнаружен, но и должен быть исполнен человеком. Логотерапия призывает человека к занятию активной и деятельностной позиции по отношению к наличествующим потенциалам. Истинный смысл жизни может быть раскрыт человеком лишь в самом конце жизни, он является результатом тех смыслов, которые были обнаружены на всем ее протяжении. Вместе с тем, и на протяжении жизни смысл ее существует, он может и будет постоянно меняться, но он никогда не исчезает.

Учение Франкла предполагает, что смысл может быть найден всегда и в любой ситуации. В жизни не существует ситуаций, которые были бы реально его лишены: жизнь имеет смысл и сохраняет смысл в любых условиях и при любых обстоятельствах. В своей книге «Человек в поисках смысла» Франкл пишет: «жизнь имеет смысл до самого последнего момента, и сохраняет смысл в буквальном смысле до самого конца. Другими словами, смысл жизни безусловен, даже в ситуациях неизбежного страдания наличествует потенциальный смысл».

Для доказательства этого положения логотерапия представляет нам треугольник смысла. Смысл может быть обнаружен через созидание или деятельность, через приобретение опыта, а в ситуациях неизбежного страдания через ту позицию, которую человек занимает по отношению к нему. В каждой из указанных областей человек каждый раз реализует ценности, соответствующие этой области: ценности творчества, ценности переживания и ценности установок. Эти ценности, в свою очередь и образуют треугольник смысла.

Реализация ценностей творчества возможна посредством использования талантов и склонностей человека, это его работа и то, что он созидает выступая в активной и деятельной позиции по отношению к жизни. Ценности переживания человек реализует через встречи, опыт переживания красоты, любви, наслаждение музыкой или природой, то есть то, что он получает от жизни. В ситуациях неизбежного страдания, человеку предоставляется возможность подняться над обстоятельствами и над собой и реализовать наивысшие ценности, выбрать свое отношение к страданию и страдать с достоинством.

Смысл всей жизни человека, который возможно, обнаруживается лишь в конце жизни конституируется из отдельных смыслов в жизни. Таким образом, каждая ситуация в жизни становится вызовом и задачей, которая должна быть решена именно этим человеком. Франкл верил в то, что человек не должен спрашивать у жизни в чем его смысл, но должен распознать те задачи, которые жизнь ставит перед ним и подойти к решению их с ответственностью. Именно поэтому логотерапия видит ответственность сущностью человеческого существования.

Действительно, на перепутье веков былые данности превратились для человека в задачу, предлагая ему нести бремя ответственности за свои выборы, решения, обнаружение своего места в жизни и свое становление как Человека. Именно в решении этих задач преуспевает логотерапия Виктора Франкла. Она является мощным ресурсом в содействии обнаружению смыслов, придающим жизни и судьбе человека ярко выраженную форму.


Литература:

  1. Бауман З. Индивидуализированное общество.http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Sociolog/baum/index.php
  2. Виктор Э.Франкл. Основы логотерапии. Психотерапия и религия. СПб: Речь, 2000г
  3. Штукарева С.В. Введение в логотерапию (психотерапию, ориентированную на смысл).         Учебное пособие. Конспект. М: Московский институт психоанализа, 2013г
  4. Ирвин Ялом. Экзистенциальная психотерапия . Москва: Класс, 2000г
  5. Ann V. Graber. Viktor Frankl’s logotherapy. New York: Wyndham hall press, 2004г.
  6. Viktor E.Frankl. Man’s search for meaning. Boston: Beacon press, 2006г
  7. Viktor E.Frankl. The will to meaning. New York: Meridian, 1988г.

Узнайте подробности

Открыт 4й набор на программу переподготовки "Логотерапия и Экзистенциальный Анализ" в Санкт-Петербурге.

Узнайте подробности