ИНТЕРВЬЮ С ЭЛИЗАБЕТ ЛУКАС №5 ИЗ СЕРИИ «КАКИМ ОБРАЗОМ ЖИЗНЬ МОЖЕТ СЛОЖИТЬСЯ»: ПРИВЫЧКИ В В НАШЕЙ ЖИЗНИ

В 2017 году была записана серия интервью с Элизабет Лукас. Интервью были проведены и записаны Микаэлем Рэг. Наша коллега из Канады Мария Маршалл прослушала, записала и перевела эти интервью с немецкого языка на английский. Выражаем признательность и благодарность Микаэлю и Марии за позволение на перевод и публикацию на русском языке данной серии интервью. Перевод с английского на русский выполнен Мариной Никитиной.

МР: Приветствую всех наших зрителей, мы рады, что вы присоединились к нам. Наши постоянные зрители уже знакомы с доктором Элизабет Лукас, нашим гостем, экспертом в области логотерапии. Логотерапия, разработанная Виктором Франклом, имеет связь с христианским мировоззрением. Сегодня мы рассматриваем очень важную тему, которая имеет отношение к тому, как наши привычки влияют на нашу жизнь. Доктор Лукас, как вы думаете, насколько сильно это влияние?

ЭЛ: Очень сильное. Привычки – отражение того, что было ранее выучено. Благодаря привычкам мы выполняем действия легко и слаженно. Мы выучиваем их медленно и постепенно. Например, если надо научиться управлять автомобилем с ручной коробкой передач, то человеку потребуется выучить довольно много действий, прежде чем он сможет плавно вести автомобиль. Он должен отработать, когда и как делать переключение передач, когда выжимать сцепление, когда давить на газ и как сильно давить, снова переключать передачу и ехать. Сначала этот процесс происходит медленно, потом становится автоматическим, так что человек может переключить внимание с этих деталей на окружение, пешеходов и т.д. Так же происходит с обучением игре на фортепиано. Надо научиться ставить пальцы на клавиатуру, правильно перебирать по клавишам до тех пор, пока эти действия не становятся достаточно уверенными для того, чтобы можно было сыграть песню, а после сосредоточиться на темпе, мелодии и так далее. Этот процесс идет медленно, а затем становится все более простым и слаженным, так что в конце можно прийти к уверенной игре на фортепиано. Благодаря привычкам мы учимся выполнять определенные виды деятельности автоматически, чтобы иметь возможность переключить свое внимание на что-то другое. Привычки состоят из небольших действий, которые позволяют использовать наши навыки более быстрым, отлаженным и эффективным образом.

МР: Например, когда мы встаем по утрам, нас ждут обычные рутинные задачи. Мы не думаем о том, что нужно делать в первую очередь: мы чистим зубы, одеваемся и т.д. Но согласно результатам нейробиологических исследований, если у нас сформированы автоматические привычки, то мы становимся не свободными, а наше поведение ограничено этими привычками.

ЭЛ: Существует несколько взглядов в нейробиологии. Мозг участвует в процессе обучения и формирования привычек: смысл привычки заключается в том, чтобы обеспечивать плавную активацию необходимых взаимосвязей для реализации нужных действий, а внимание освобождалось бы от наблюдения за тем, как мы выполняем это действие. Проблема вредных привычек заключается в том, что мы не обращаем на них внимания. Наше внимание сосредоточено на чем-то другом. Само по себе внимание не оценивает, соответствует ли поведение тому, что человек хотел реализовать. Например, некоторые люди позволяют себе впасть в уныние, закрыться и отказаться от общения. Они не понимают, насколько сильно они отгораживаются от других, потому что не обращают на это внимания. Другие, когда им что-то не нравится, демонстративно уходят, и не замечают этого, так как это привычная для них модель поведения. Привычки направляют наше внимание, плохие привычки не позволяют нам разглядеть то, что мы должны сделать, потому что там нет нашего внимания. При отсутствии внимания, мы просто не замечаем, что могли бы сделать что-то другое.

MР: Как мы можем заметить, что привычка не помогает нам выполнить требование ситуации?

ЭЛ: Мы не можем реагировать быстро на наши привычки, мы должны реагировать на них медленно – также как мы их формировали. Быстрый путь – это другой путь. Мы должны позволить себе заново обдумать. Так же как когда мы исполняли пьесу на фортепиано и выучили ее не в том ключе. Каждый раз, когда человек исполняет пьесу – ключ не тот. Тогда человек должен вернуться назад и медленно повторить последовательность клавиш, но на этот раз в правильном ключе. Затем он должен начать играть ее до тех пор, пока не научиться воспроизводить мелодию в правильном ключе. Когда мы сможем играть быстро и ловко, тогда этот паттерн становится автоматическим. Практика сделала его автоматическим.

МР: Мой следующий вопрос такой: люди часто говорят, что очень трудно изменить уже сформированную привычку. Например, человек хочет бросить курить, прогуляться после работы вместо того, чтобы сидеть перед телевизором, но через некоторое время он может отказаться от своих решений, потому что сложно изменить привычное и начать делать что-то новое. От вас мы узнали, что причина, заключается в том, что предыдущая привычка уже вписана в нейронные пути, и это похоже на улицы в городе, как только вы оказываетесь на одной улице, вы должны пойти по ней, чтобы добраться до другой.

ЭЛ: Все верно. Именно поэтому нам нужно сделать шаг назад и внимательно изучить нашу привычку, а после этого постепенно сформировать новую. Что касается вашего другого вопроса о том, как мы можем понять, стоит ли сохранять привычку или ее нужно изменить, – это можно сделать исследуя ее. Мы должны уединиться в тихом месте, где ничто не будет отвлекать нас, где нет повседневной рутины, телевизора, мобильного телефона, и с дистантной позиции оценить то, что мы видим: “Вижу ли я то, что расстраивает других? Вижу ли я суету?» А после мы можем подумать, как могли бы сделать свою жизнь более стоящей.

МР: Как вы сказали, полезно время от времени оказываться в уединении в таких местах, как например место нашей встречи в этом замечательном монастыре, но бывают такие периоды в течение года, когда мы традиционно делаем перерыв, отпускаем наши обычные привычки и меняем наше поведение. Например, во время поста.

ЭЛ: Время поста, время воздержания может быть полезным для того, чтобы увидеть от чего мы стали зависеть и в какой степени. Исследование нашей жизни чаще всего происходит после того, как мы столкнулись с изменяющими жизнь трудностями или проблемами, которые заставляют нас думать о том, что можно было бы сделать по-другому. Но нам не нужно ждать, пока что-то случится и поможет нам стать более осознанными. Представьте себе картину, написанную маслом, которую вы рассматриваете так близко, что замечаете только пятна краски. Сделайте шаг или два назад, и цвета внезапно начнут приобретать больше смысла. Зеленый цвет появляется как цвет леса, коричневый цвет – дорога и так далее. Нам нужно сделать тоже самое по отношению к жизни, чтобы увидеть, все ли совместимо или что-то, возможно, не совсем вписывается в картину. Когда мы обнаруживаем один элемент, который не подходит, мы должны принять решение изменить эту деталь. Мы должны вернуться к этой детали и уверенно сказать: «Я изменю это».

МР: Важно, чтобы мы не ждали определенных событий, таких как дни рождения или годовщины, а проявляли инициативу.

ЭЛ: Чтобы изменить один элемент в цепочке привычных действий, нам нужно, чтобы мы делали что-то новое хорошо: мы не просто должны сказать, что не будем делать то или это снова, но сказать «я сделаю это вместо того». Например, в кинотеатре можно принять решение не переусердствовать со сладостями, а съесть полезное яблоко или апельсин. Делайте небольшие изменения. Замените один элемент более здоровым вариантом. Например, мнемотехника, которая может помочь кому-то вспомнить, что не нужно брать работу домой может выглядеть как закрывание двери при возвращении домой. Закрывать дверь работе и не впускать ее, оставлять снаружи то, что было снаружи, и дома сосредоточиться на том, чтобы быть с семьей, ребенком или партнером.

МР: Нам нужны маленькие шаги. Например, когда кто-то хочет провести уборку всего дома и решает начать с одной комнаты за раз, с одного угла комнаты за один раз. Что-то разумное и не трудное. Со временем это приведет к динамике и даст видимый эффект.

ЭЛ: Да, пока мы не имеем дело с зависимостью. Потому что зависимости очень трудно изменить. Они требуют обращения за профессиональной помощью, с ними очень трудно бороться в одиночку. Лучшее, что можно сделать, так это искать качественную профессиональную помощь.

МР: Доктор Лукас, насколько важно найти причину, по которой привычка была сформирована? Например, кто-то может сказать, что он кушает перед телевизором, так как хочет отвлечься от стрессовой работы. Помогает ли знание о природе вредной привычки изменить ее?

ЭЛ: Может быть много гипотез и предположений, но они не всегда могут указать на реальную природу проблемы. Затем они становятся оправданиями. Основная проблема с оправданиями заключается в том, что они еще больше отвлекают внимание от того, что когда-то был сделал неправильный выбор, который привел к формированию привычки. Пример из экспериментальной психологии может помочь проиллюстрировать то, что я хочу сказать: лягушкам нужна холодная вода, чтобы выжить. Если положить лягушку в теплую воду, она замечает это и выпрыгивает из воды. Однако, если вы положите лягушку в холодную воду и очень медленно и постепенно будете добавлять в бак горячую воду, лягушка не сможет почувствовать потепление воды, она не выскочит вовремя из бака и погибнет. Подобное происходит с людьми, страдающими синдромом эмоционального выгорания. Климат их работы постепенно накаляется, становясь непереносимым. Важно дистанцироваться и объективно посмотреть на свою жизнь – честно рассмотреть то, что происходит «здесь и сейчас», какие изменения нужно сделать, а затем решительно приступить к этим изменениям.

МР: Мы поступим мудро, если сделаем это привычкой. Сделать привычкой перерывы, заметить, что после работы или учебы, мы истощены, и делать с этим что-то, потому что, когда мы устали, мы не в состоянии заметить, насколько мы истощены.

ЭЛ: Это прекрасная идея. Мы принимаем лучшие решения, когда можем дистанцироваться от проблемы, взглянуть на нее со стороны.

МР: Мы также должны посоветовать людям не унывать, если происходит то, что мы называем «рецидив». Например, они пытались бросить курить, но пока у них не получилось.

ЭЛ: Да, мы должны дать им понять, что это сложно, но возможно. Показать, что люди могут справиться. Нам нужно действовать маленькими шагами, чтобы определить, что именно нужно сделать в один момент времени. Кроме того, помнить о том, как хорошо будет, когда нам удастся достичь нашей цели. Может быть, даже сделать фотографию или рисунок, которые будут служить напоминанием. Если это была не первая попытка, вторая или третья, то мы продолжаем надеяться.

МР: Случается ли, что некоторые люди так тяжело переносят рецидивы, что могут думать о суициде? Может ли им помочь напоминание о том, что они делают это не только ради себя, но и ради кого-то другого, кого-то, кого они любят? Повысит ли это их шансы на успех?

ЭЛ: Конечно, это хорошая идея, думать о каждом человеке в своего окружения и быть обращенным к людям. Мы можем думать о себе как о примере возможного успеха, который может помочь другим обрести надежду.

МР: Доктор Лукас, в своей практике вы встречали очень много людей. Могли бы Вы обозначить какую-либо вредную привычку, преобладающую в Европе?

ЭЛ: Многие люди ведут нездоровый образ жизни. Мы часто обращаемся за помощью к современной медицине, которая позволяет справиться с физическими недугами, но не может утолить душевные страдания, возникающие в результате нездорового образа жизни. На тему благополучия написано большое количество книг, вместе тем все также много людей страдают от ожирения, много тратят и много покупают. Решение жить более здоровой жизнью, наполнило бы её миром и спокойствием.

МР: Желание иметь слишком многое, обладать вещами, заполнение пустоты, которую мы чувствуем, все это может быть связано с нашими страхами. Может ли быть связана с внутренней пустотой тенденция прибегать к наркотикам для того, чтобы ее заполнить?

ЭЛ: Франкл говорил о вещах, которые могут произрасти на месте внутренней пустоты. Внутренняя пустота, которая могла бы быть наполнена смыслом, заполняется весельем или материальными вещами, когда мы не видим смысла. Это очень досадно, потому что вокруг нас так много ценного, и нам нужно это разглядеть вместо того, чтобы заполнять пустоту материальными вещами. Если человек реализует ценности, он может вести более спокойную жизнь.

МР: Мы поговорили о вредных привычках и отметили, как трудно избавиться от них. Мы установили, что нам нужно развивать хорошие привычки, которые заменят плохие, и что это медленный процесс. Кто-то скажет, что вредные привычки удобнее. Зачем нам отказываться от них?

ЭЛ: У нас также есть много хороших привычек. И такие привычки также являются результатом научения. Мы знаем, что у нас есть прекрасные возможности и потенциал для развития хороших привычек.

МР: Какую хорошую привычку Вы бы выделили среди остальных, что стоит развивать и к чему всегда стремиться?

ЭЛ: Классическое правило гласит: “Ora et Labora” [происходит из монашеской жизни, означает “молиться и работать” на латыни]. Это принципиально хорошая привычка для развития своей активности, а также способности к размышлению и рефлексии. Она необходима для того, чтобы реализовывать ценности творчества и ценности переживания, и поддерживать здоровый баланс между ними.

МР: Сегодня мы говорили о роли привычек, которые, с одной стороны, могут помочь нам, а с другой стороны, могут заманить нас с ловушку и увести в неправильное направление. Мы получили несколько хороших советов о привычках и о том, как формировать полезные привычки от Доктора Лукас. Если вы найдете их полезными, вы можете прочитать больше о них в ее книгах: «Образ жизни и благополучие» и «Как жизнь может сложиться». Вы можете также поделиться этими советами с другими. Наша следующая встреча будет посвящена тревоге и тому, как мы можем справиться с ней. Оставайтесь с нами.