ДИЛЕММЫ ЛОГОТЕРАПЕВТРА

Элизабет Лукас

 

  1. Он должен быть одновременно и оптимистом, и пессимистом;
  2. Он должен в каких-то случаях искать причины проблем пациента, а в каких-то – игнорировать их;
  3. Он должен иметь свою систему ценностей, но полностью принимать и ценности клиента.


Оптимизм логотерапевта в том, что ему нужно принимать людей такими, какие они есть и помочь стать такими, какими они могут. В то же время надо реалистично относиться к возможностям людей.

В целом в профессию логотерапевта идут оптимисты, но этого недостаточно для успеха, ведь не все проблемы людей решаются средствами логотерапии. Поэтому важно собирать и анализировать все возможную информацию и обращаться к врачам других специальностей.

Далее приводятся два случая с пациентами.

В первом случае у Миссис Б. были боли в грудной клетке, которые не имели под собой органической основы и облегчались психотерапевтическими сеансами. При аналогичных болях в животе, ей также предложили релаксационные упражнения и помощь психотерапевта, но тот засомневался и направил ее к врачу, не знавшему ее предпосылок к болям на нервной основе. И врач смог сразу диагностировать камни в почках и дать необходимое лечение.

Во втором случае школьница трогала себя в классе, и ей предложили игротерапию, связанную с гиперсексуальностью. Но другой психотерапевт предположил, что причины поведения девочки могут быть иные, и рекомендовал осмотр гинеколога. Осмотр выявил инфекцию и зуд. Через два месяца пациентку вылечили. Игротерапия до этого, конечно, результатов не дала.

В целом, в силу специфики деятельности логотерапевты более оптимистично относятся к шансам своих пациентов на излечение. Иногда сложно сохранять этот оптимизм по отношению к конкретному пациенту. В таком случае полезно иногда обратиться за помощью к другим пациентам. В нашей практике был случай с пациенткой, которая после смерти мужа, оставшись с дочерью и многочисленными проблемами, начала видеть мир исключительно в негативном свете. Она перестала видеть в своей жизни смысл. В любом механизме помощи она находила недостатки. Но когда на сеансе ее попросили подсказать, как помочь другой пациентке, она неожиданно раскрылась, нашла слова надежды и утешения.

Логотерапевт слушает пациентов и учится у них. Он дает и получает. Его работа основана не на литературе, а на живом опыте общения. Логотерапевт должен, с одной стороны, видеть объективные трудности, а с другой – верить в способность человека с ними бороться. Зная слабости пациента, обращаться с ним на равных. Помочь всегда сложнее, чем обвинять. Поэтому не следует доверять реформам, начинающимся с разрушения. Рациональнее искать ответ в себе.

Вторая дилемма в профессиональной деятельности логотерапевта в том, что иногда нужно закрывать глаза на истоки психологической проблемы и двигаться дальше. Так, например, не стоит заострять внимание сироты на его опыте пребывания в детском доме. Не всегда правильно ссылаться на возраст, оправдывая неразумные поступки. Любые такие оправдания могут заблокировать возможности человека сопротивляться обстоятельствам, сделают его заложником прошлого негативного опыта. Можно привести конкретный случай из практики, иллюстрирующий это положение. Семейная пара обратилась к психологу с тем, что их четырехлетний приемный сын любил одеваться как девочка и тянулся к отцу больше, чем к матери. Родители опасались, что проблема в генетической предрасположенности ребенка к собственному полу. Психотерапевт же предположил, что, как раз наоборот, повышенное внимание к ребенку в момент его необычного переодевания может явиться причиной повторения такого поведения. Психотерапевт посоветовал не искать причины в биологических родителях мальчика, принять его как родного ребенка и относиться к нему соответственно, не обращать особое внимание на переодевания, а его внимание к отцу использовать как возможность продвижения в сознании ребенка образа правильного мужчины. Через некоторое время эти советы принесли свои плоды.

В другом случае девочка боялась темноты предположительно после того, как в темной комнате нашли мертвой ее бабушку. Но при более внимательном рассмотрении оказалось, что темноты она боялась и раньше, а бабушку недолюбливала. Вывод в том, что задача логотерапевта совсем не обязательно заключается в том, чтобы выявить причины проблемы. Главное – помочь. Если для этого нужно копаться в причинах, то это необходимо делать, но иногда для помощи необходимо обратное – игнорировать возможные истоки проблемы и двигаться дальше. Психотерапевт должен действовать по формуле “Научить принимать судьбу, но быть готовым побороться за ее улучшение”. Если есть смысл – надо помогать бороться, если нет – помочь принять.

К сожалению, это не так легко сегодня. Люди стали избалованы. Они настаивают на своем праве на хорошую жизнь и впадают в истерику при столкновении с любыми трудностями. Таким людям сложно противостоять болезни или принять данность смерти. Они не могут ничего противопоставить безработице, кризису, собственным необузданным желаниям. Большое искусство – научиться принимать необратимое и бороться за возможное. Это дар, которым обладает не каждый. В этой ситуации логотерапевт должен точно чувствовать ситуацию, чтобы помочь смириться или бороться.

Третья дилемма – это необходимость сохранять свою систему ценностей и уважать взгляды пациента. Любой логотерапевт принимает взгляды пациента, если они не противоречат закону и морали. Но это уважение не означает отказ от своих ценностей. Нужно обладать достаточной гибкостью, чтобы в разговоре не задевать ценности другого человека, но и не поступаться своими идеалами. В этом отношении помогает метод сократовской беседы, при котором сам пациент находит ответы на собственные вопросы в логике своей системы ценностей. С другой стороны, от логотерапевта ждут ответов на вопросы, и здесь нужно опереться на собственную ценностную базу. Скажем, часто в работе возникает необходимость говорить о вере. Это не означает, что психотерапевт должен принять ту или иную религию, однако неплохо, если у него есть некоторый образ высших сил. Скажем, вера в человека и человечество, в правду или в красоту. Этого часто бывает достаточно, чтобы найти общий язык с верующими людьми.

В нашем опыте были как пациенты, которые верили в буквальное существование дьявола, так и те, кто отрицал любое проявление высших сил. В этом отношении вспоминается случай, описанный Франклом. Он работал с ортодоксальным евреем, чьи дети умерли в лагерях. Оказалось, что главная причина депрессии старого человека была не столько земная потеря, сколько невозможность потом увидеться в раю, т.к. дети оказались мучениками, а старик – грешником. Франкл смог найти утешение для него в Талмуде, где сказано, что через страдание дается очищение от грехов. И встреча в раю возможна.

В каких-то случаях логотерапевт должен сопротивляться ценностным ориентациям клиентов, особенно если они проповедуют аскетизм, пандетермизм или нигилизм. Нужно говорить “нет”, когда человек считает, что не может ничего изменить, когда не признает материального мира и т.д. Однако в целом стоит опираться на систему ценностей пациента и на терминологию, принятую в этой системе.

Главное, чем должен руководствоваться логотерапевт – благополучие своих пациентов. Нужно стараться помочь, но при этом признавать право пациента на отказ от такой помощи. В конечном итоге финальное слово все-таки за пациентом. Еще одним важным аспектом является искренность логотерапевта в том смысле, что он сам в аналогичной ситуации готов следовать советам, данным своим пациентам. В том, что мы говорим, проявляется и наша личность. И в этом еще одна дилемма – ведь никто, даже логотерапевт, не знает, в чем заключается смысл жизни. Мы все находимся в постоянном его поиске.

Когда я начала писать книгу о своем опыте в психологическом консультировании, честно говоря, я никак не могла приступить к основной части работы. Меня пугал ее объем и ответственность, и я, ссылаясь на занятость и семейные дела, откладывала дело в долгий ящик. Но потом я заметила у себя седой волос. Вспомнила случай, когда из-за первого седого волоса девушка начала красить волосы, они начали выпадать, и она впала в тяжелую депрессию. Я призывала относиться к ее седому волосу как напоминанию о том, что нужно многое в жизни успеть. Это помогло ей. И сейчас помогло мне. Я написала книгу, понимая, что это надо сделать сейчас или никогда. Следовать собственным рекомендациям – в этом искренность хорошего логотерапевта.